Телефонный звонок

Бывший теннисист узнает о романе свой жены с детективным писателем и задумывает «идеальное убийство», во время которого он будет в клубе на вместе с любовником своей жены, а в это время наемный убийца проникнет в квартиру и убьет ее, после чего все ее немалое состояние должно перейти бедному, обманутому и убитому горем мужу. Но идеальный преступления существуют только в детективных романах, а на самом деле из-за цепочки случайностей все идет не так. Ничего не напоминает? Но — обо всем по порядку…

Часть первая, английская. «Dial M to Murder» («Наберите М для убийства»). Год 1957.

Впервые пьеса Фредерика Нотта поставлена и снята Альфредом Хичкоком. Классический английский детектив с безупречно элегантными джентльменами, сдержанными эмоциями и полицейским гением, который находит время для того, чтобы со вкусом и удовольствием пространно излагать безупречно выстроенную цепочку рассуждений, а загнанный по всем правилам в ловушку преступник проявляет достаточно хладнокровия, чтобы напоследок предложить выпивку так, что это выглядит почти тостом за успех расследования.

Безупречный видеоряд, ни на что не похожая атмосфера и лоск британской актерской школы. Грейс Келли как воплощение 50-х годов, прошедших под лозунгом «джентльмены предпочитают блондинок». Оркестровая музыка, передающая основную часть эмоционального накала, истинно хичкоковская «игра на нервах» в мелочах. В общем, добротный фильм из категории «старого доброго кино». Больше чем классика — уже скорее раритет. Слишком неспешное развитие сюжета, слишком вдумчиво-подробная картинка в ключевых моментах (даже на телефонном диске буквенное обозначение первой цифры номера телефона совпадает с инициалом главной героини) и слишком пренебрежительная к подробностям второстепенным. Очень по-театральному несуетный сюжет с минимумом случайных персонажей с пятью сменами декораций (один из которых — просто крупный план героини Грейс Келли на фоне развевающегося занавеса с цветными всполохами, символизирующем судьбоносный момент судебного приговора). Но все это не портит фильма, театральная атмосфера ничем не хуже кинематографической, хотя и совершенно другая.

Часть вторая, советская. «Ошибка Тони Вендиса». Год 1981.

Через 24 года на студии «Модова-фильм» пьесу экранизировали во второй раз. Если хичкоковская версия была именно режиссерской работой, в которой даже Грейс Келли не более чем то, как видел героиню Хичкок, то «Ошибка ре…», простите, «Ошибка Тони Вендиса» — фильм скорее актерский. Отрицательное обаяние Тони Вендиса в исполнении Игоря Костолевского выше всяческих похвал, Александр Филлипенко тоже весьма убедителен в роли убийцы, загнанного в угол и оттого очень нервного.

Действие происходит в Штатах, видеоряд разбавлен хроникой с видами нью-йоркских улиц из «Международной панорамы» (однажды в кадре мелькнула даже вывеска Ситибанка), полицейский инспектор оказывается частным детективом, а звуковая дорожка из композиций «Пинк-Флойд» становится не более чем фоном. Сюжет же особых изменений не претерпевает, однако атмосфера куда более кинематографична, хотя фильм снять полностью в павильонах с еще меньшим количеством декораций. Такое очень советское кино про «их нравы». Впрочем, оставляющий после себя столь же хорошее впечатление — особенно у ценителей старого советского кино.

Часть третья, американская. «A Perfect Murder» («Идеальной убийство»). Год 1998.

Сказать, что голливудская версия фильма «необычна» — значит, ничего не сказать. И дело тут даже не во множестве бессмысленных мелких различий — Тони Вендиса теперь зовут Стивен Тэйлор и он не скромный клерк, а преуспевающий бизнесмен (никакого большого тенниса в прошлом); любовник его жены Эмили (которая Марго) не писатель Марк (в совесткой версии — Макс) Холлидей, а художник и брачный аферист Девид Шоу; полицейский Хаббард теперь Мохамед Караман; убийство совершается на кухне и не ножницами, а термометром для мяса. Это можно пережить, хотя — обескураживает, да.

Фильм в принципе выпадает из жанра. Это не детектив, это что-то среднее между триллером (судя по количеству крови, смертей и смакуемых истерик главной героини) и мелодрамой (со всеми радостями тайной связи и сопутствующими ей терзаниями совести). В результате двое мужчин шантажируют друг друга, привлекают посторонних, в конце концов один убивает другого и в качестве награды получает пулю от главной героини. Море крови, необходимой для того, чтобы смыть вину несчастной женщины, которая однажды ошиблась и, заплатив за все, успокоенно смотрит в будущее, в котором у нее появляется знаменитый «еще один шанс». Финал в меру трагичен и нравоучителен. Всем спасибо, занавес.

Типичное американское кино, наполненное сюжетными ходами, бессмысленное «в целом» и насыщенное лошадиной дозой морализаторства. Ничего нового. Фильм не спасает даже наличие Девид Суше (легендарный «Пуаро Агаты Кристи») в роли детектива и Майкла Дугласа с Гвинет Пэлтроу. Классический пример того, как «массовый» Голливуд в попытке сделать «из фекалий конфетку», делает все ровно наоборот.

Да, я не люблю американский кинематограф :) за очень редким исключением.

Один комментарий к “Телефонный звонок”

  1. Браво, Sol:-))) Отлично статья:-)).
    Замечу еще, что в версии 1 показаны английские характеры героев- обоих злодеев и жертвы. А в «молдавской» 2 версии с Костолевским- действие переносится в Штаты и характеры героев меняются.Костолевский хорош в этой роли обаятельного злодея необыкновенно:-))- согласна).Версия 3-штатовская немного разочаровывает,да(. Но в каждой из версий есть изюминка или две или три). В первой( для меня) -это Грейс Келли.Во второй — две, точнее три(Костолевкий и Филлипенко, а также голос Ромашина, дублирующего детектива. В третьей:для кого-то- Дуглас, для кого-Гвинет, или Девид Суше)

Обсуждение закрыто.