Возвращение мушкетеров или сокровища Мазарини

Даже смерть литературных персонажей Александра Дюма-старшего не остановило Георгия нашего Юнгвальд-Хилькевича и на свет появился такой нонсенс как «четвертый фильм трилогии». Наравне с творчеством фэнов, написавших больше 20 книг вокруг трех литературных «Звездных войн» Джорджа Лукаса, я встречал так же книги «Сын Портоса», «Дочь Д’Артаньяна», так что материалом авторы фильма были обеспечены основательно. Однако, проницательность Дюма, закончивших эпопею мушкетеров их смертью, создало небольшую проблему. Пришлось уйти в мистику…

Итак, в начале фильма героическая четверка гибнет в соотвествии с первоисточником и попадает на тот свет. Пока еще не в рай и не в ад — вся загробная жизнь описывается на фоне больших ворот, высокого решетчатого забора. Надо полагать, перед теми самыми Вратами, где Петр будет решать их дальнейшую судьбу. А действующими лицами становятся их дети…

Сценаристы как всегда небрежно обошлись с историей, но сейчас это уже просто следование 30-летней традиции и другого от них просто не ждали. Виконт Рауль де Бражелон, которого все упорно называют Раулем де Ла Фер, оказывается не погиб в бою, тем самым способствуя смерти убитого горем отца. Дочь Д’Артаньяна оказывается фрейлиной королевы Анны, занимая подле нее место, на котором 30 лет назад тайны королевы берегла Констанция. Дочь Портоса оказывается почему-то монахиней — очень странной монахиней, для которой наследственная страсть к чревоугодию была чем-то обыденным, а вовсе не греховным. У нее вдруг находится брат, не знающий имени своего отца и чем-то смутно напоминающий беснующегося Мордаунта. Сын Арамиса вовсе носил чужое имя и не знал, кто он есть до тех пор, пока Анна Австрийская не открыла ему глаза, не назвав, однако, имени матери. Ну да это как раз и неудивительно, если вспомнить любовных похождения этого хитреца. Самого же Арамиса все упорно называют аббатом д’Эрбле, несмотря на то, что он уже успел побывать и епископом Ваннским и даже генералом ордена иезуитов. Я уже не говорю о том, что в сюжет почему-то вплели магический персень тамплиеров, которых к тому времени уже 300 лет как перерезал Филипп Красивый. 

Дальше — больше. Мазарини убегает в Англию с небольшим сундуком с «сокровищами». Насколько велики эти сокровища можно судить по словам министра финансов Фуке, который считает, что их с лихвой хватит оплатить все долги королевы, которые в свою очередь равны годовому доходу Францезского кололевства. То есть, сундучок вполне себе вместительный. В погоню за ними и отправляются дети национальных героев.

Если первый фильм был веселым мюзиклом, второй — гимном нарождающемуся предпринимательству, третий — откровенным воспеванием сладкой жизни, то классифицировать четвертый фильм я как-то затрудняюсь. Атмосфера первого фильма здесь на уровне de ja vue — «тысяча чертей» Боярского, невозмутимость Смехова, который даже во время дуэли не выпускает из рук бутылку, драки в рыболовных сетях, подвески королевы на внутренней стороне крышки ларца с сокровищами, постоянная помеха в лице Де Жюссака, которого воскресили «для равновесия». И конечно, комичность Равиковича в роли Мазарини. В общем, знакомые лица, знакомые реплики, знакомые декорации. Алису Бруновну откровенно жаль — здесь она настолько не королева и настолько не испанка, что на это просто больно смотреть. Людовик, может быть и был большим капризным ребенком, но даже в третьей части он был больше королем, чем это истеричное существо, призывающее Луизу Де Лавальер к месту и не очень. Маразнини, паяц в красной мантии, такого раздражения не вызывает, его и во втором фильме выставили шутом. Хотя Анатолий Юриевич показал себя очень эффектным Пуаро, здесь это было не нужно. В общем, в «лучших» традициях современного российского кинематографа, фильм снят в жанре даже не пародии, а какого-то глумления над всем, что нам когда-то было дорого. Смехов повел себя, как настоящий Атос — его пришлось очень долго уговаривать участвовать в этом высмеивании самих себя. Хотя легендарная четверка и их исконный «враг» Владимир Балон получились лучше всех. А вот остальные…

Кстати о перстне. Когда воскресшим героям пришло время вернуться туда, откуда из ненадолго извлекли, «перстень бессмертия» мог позволить остаться одному из них в живых. И в сцене, повторяющей сцену с патентов капитана королевских мушкетеров, перстень переходит от Арамиса (как оказалось, этот тот самый перстень генерала ордена иезуитов, украденный — конечно же! — Мазарини) к Атосу, затем к Портосу и, наконец, к Д’Артаньяну, который с криком «я выбираю дружбу» выбрасывает его в окно на брусчатку Королевской площади. Герои возвращаются на небеса, королева-мать благословляет сына Арамиса (и своего!), а Д’Артаньян соглашается на свадьбу своей дочери. Кстати, я так и не понял, почему на роль Жаклин Д’Артаньян не пригласили Лизу Боярскую. Фильм уже и там ничем не испортишь, так что было бы хотя бы забавно.

Итак, резюмирую. Фильм снова оказался уместен своему времени и в точности определяет настроение если не современного общества, то уж современного российского кинематографа — наверняка.  Компьютерные эффекты? — получите летящую в зрителя оконную раму, разлетающуюся осколками почти в лицо зрителю. Или трехмерный полет вокруг летящего ядра в духе свежего Тимура Бекмамбетова. И даже пулю, попадающую в ствол вражеского постолета — если вам больше по душе Роберт Родригес. Натуралистичность? — на здоровье, пиротехники в первых кадрах было столько, что плотности огня порадовался бы и Федор Бондарчук. Хотите интроги? — получите сюжет, в котором заблудятся даже сценаристы сериалов. Только короткий хроногметраж не оставляет никакого шанса, все нитки сюжета, кроме двух-трех основных, повисают в воздухе оборванные и небрежно брошенные. Хотите звезд? — получите «самых взаправдошних» мушкетеров из нашего детства, а еще Нагиева, Макарского и Ширвинда. Поединки? — извольте получить тот самый «фирменный» стиль фехтования от Владимира Балона, где разбиванию посуды и пинкам под зад уделяется большее внимание, чем умению правильно двигаться.

Хотите, наконец, хороший фильм? — а вот с этим проблема. Все вместе получилось на уровне «Самого… фильма» от ТНТ. Даже легендарное «надрать задницы» было сказано, а сможете ли вы вспомнить что-то подобное из первых фильмов трилогии? Вот и получилось… то что получилось. Захотите посмотреть — поищите на torrents.ru, а то платить за «это» просто кощунственно. Чтобы не пришло никому в голову снять «Мушкетеры и пропавший перстень» пока за это платят.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.