Сталкер

Еще один шедевр Андрея Тарковского. Определенно, надо дорасти до его фильмов, «Солярис» я уже видел раньше, но в свое время его просто не понял. Так же и со «Сталкером». «Пикник на обочине» Стругацких сама по себе вещь достаточно глубокая, но что, что из него сделал Тарковский… самое подходящее сравнение — это «Сияние» Стивена Кинга, снятое Стенли Кубриком. Чтобы так вольно обходиться с первоисточником, а фильм от этого только выигрывал, надо быть Кубриком или Тарковским. Голивудская версия «Сияния» в сравнении проигрывала, как «Солярис» Содеберга «Солярису» Тарковского. Никогда еще авторам там не везло с режиссерами, как в этих двух случаях…

В результате падения метеорита появилась «Зона» — место, где никто не выжил, где пропадали без вести армия и исследователи, где действовали свои законы природы и все постоянно менялось. А еще в самом центре Зоны существовала таинственная комната, где исполнялись все желания. И появились «сталкеры» — проводники, которые за деньги водили людей в Зону, за волшебством. Дело это было опасное, в мгновенно Зоне гибли все неосторожные и только сталкеры, постоянно рискуя жизнью, пробирались внутрь и возвращались — если повезет.

Как и Солярис, это фильм не о пришельцах, а о людях. О том, какие они разные, с какими целями идут туда, где возможно все, и чего хотят на самом деле. Ситуация «сбывающихся желаний», ситуация неожиданной отвественности за свои мечты, нежелания этой отвественность, ситуация страха за потерю надежды. Ситуация переоценки всей жизни и того, что считаешь главным, пока не окажешься за шаг от смерти. Пока не придет время задать себе вопросы — «чего же ты хочешь на самом деле», «хочешь ли ты этого сейчас, когда все возможно? не боишься ли ты того, что вот сейчас оно сбудется? сможешь ли принять и заплатить за это нужную цену?», или и того хуже — «а если не сбудется, во что ты будешь верить дальше?». Тема, слегка задетая в «Солярисе», здесь раскрыта до последнего слова. Ни убавить, ни прибавить… но готовых рецептов здесь нет, по окончании остаешься в глубогой задумчивости. Я для себя так и не решил, смог бы войти в комнату на месте персонажей…

Черно-белые съемки реальности и очень яркие пейзажи Зоны — «Город грехов» с его черной палитой рядом не стоял. Красивее видеоряда я не видел нигде. Хотя и составлен этот видеоряд и картин, мягко, говоря безрадостных — какие-то свалки мусора, грязные лужи, разбитая техника, подвала, канализация… Музыка Эдуарда Артемьева, как и в «Солярисе», очень уместна своей электронной нереальностью и очень в настроение — мрачно, печально, но очень красиво при всей безнадежности. Для Тарковского это основной фон, это одна из причин, по которой его фильмы сложно смотреть. Но в этом и вся его сила. Потрясающий фильм, просто великолепный…

poster-95.jpg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.