Работа над ошибками

…или Темная Башня Сергея Лукьяненко.

Долгая долгая дорога «обычного» человека, который понял, что ему больше нет места в нашем мире. Его забывают друзья и родные, его документы рассыпаются в пыль, его забывает даже милиция через пять минут после задержания. Его мобильный телефон оживает…

…чисто Матрица…

… и незнакомый голос ведет его куда-то в страну чудес.

…кэрроловская кроличья нора, угу…

В долгом путешествии по стране чудес он осознает, что перестал быть обычным, а стал супергероем. А у сверхчеловека не может не быть — как без нее? — Сверхцель. К которой он идет. Буквально. Через миры, времена, войны и культуры. По суше и по морю.  Пешком и через порталы.

…аки Роланд из Гилеада к своей Темной Башне, что всем башням Башня…

Описываются приключения очень жизненно, простыми и понятными метафорами, с примерами из нашей с вами общей жизни, с «лирическими» вроде бы отступлениями.

…если Вы читали Ильфа и Петрова, то знаете всю прелесть отвлеченных рассуждений посреди сюжета.

На самом деле отступления очень даже философские и очень даже личные. Пользуясь тем, что повествование ведется от первого лица, автор озвучивает свое мнение по совершенно разным вопросам. Спорное это мнение или нет — вопрос другой и задавать его вроде бы некому, главный герой считает так и все. Он же человек, а не писатель, один из нас и его доморощенная философия сродни нашей кухонной.

«Просто я такой же, как и вы», сказал будущий губернатор Самарской области в интервью.

И все вроде хорошо и достоверно, но для 25-летнего молодого менеджера главный герой слишком осведомлен, слишком критичен, слишком ворчлив. И мы понимаем, что перед нами фрагменты из ненаписанной книги мемуаров «Моя жизнь» Сергея Лукьяненко, а не мысли главного героя, которого нам представили вначале. В мемуарах гордая ворчливость заслуженного ветерана намного более уместна, чем в мыслях человека в стране чудес, где за каждым поворотом все «страньше и страньше», а могущественные враги и коварные друзья закрывают все входы и выходы, отставая всего на полминуты, за которые надо принять верное решение и успеть его воплотить. И даже несмотря на то, что каждый ход пронизан символизмом и глубиной, это все равно пошаговый экшн с жестко предопределенным сюжетом, создающим лишь иллюзию какой-то неопределенности.

В Half-Life играли? ну вот…

Нас тащат по всем кошмарам и радостям других миров как по плохой комнате страха — быстро, чтобы не успеть разглядеть ветхость антуража и неисправность скрипучего механизма с выпрыгивающим из сундука скелетом. Под нравоучительное повествование о глубинном смысле простых вещей, перемежающееся старыми несмешными анекдотами.

Таки да, это книга Сергея Лукьяненко и забыть об этом невозможно — слишком много там его самого, со своей дзен-кухонной философией и привычным острословием, которое смешно только первые пять раз. Если выжать все отступления, книга станет в два раза меньше, но зато — в два раза лучше, по крайней мере с точки зрения сюжетной динамики.

Что касается уникальной неповторимости «лукьяненковской вселенной», то на этот раз он огорчил. Весьма и весьма. Мир функционалов, который он описывает со всеми спецэффектами и всевозможной философской помпой, очень похож на идею «Темной Башни» Стивена Кинга, который в свою очередь позаимствовал ее у Клиффорда Саймака.

«Не подавай на меня в суд, Клифф!», написано в предисловии к Темной Башне.

Более того — концовка романа прямо повторяет судьбу Роланда. При этом автор перед Стивеном Кингом извиняться не собирается — наверное, неудобно после издевательского стеба «пишем как Стивен Кинг» у себя в блоге, признать заимствование сюжета. Да и вероятность совпадения аудиторий у Кинга и Лукьяненко сравнительно невелика, есть шанс в очередной раз сорвать аплодисменты поклонников, не замутняя своего светлого лика ссылками на чужие мысли.

Кстати о спецэффектах. Недавно мелькнула новость о переговорах на тему экранизации. Похоже, спецэффекты книги писались «под Тимура Бекмамбетова». Я предполагаю, каким станет этот фильм. Впрочем, это будет не так обидно, как с «Дозорами», сюжет которых был на порядок более привлекателен.

Подводя итоги этому безрадостному, надо сказать, изложению, скажу одно — «писатель Number One» все же исписался. На мой личный субъективный взгляд. И именно потому что он личный и субьективный, книгу прочитать я все-таки советую. Чтобы сказать мне, что я дурак максимально аргументированным способом :)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.